Содержание курса русского языка представлено в
программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование
коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой
компетенций.
Актуальность изучения курса
Владение русским языком, умение общаться, добиваться
успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые
во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях
жизни, способствуют его социальной
адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык
обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение,
формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и
самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний,
русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество
их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Основная
идея курса
Содержание обучения русскому языку на базовом уровне,
как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного
подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и
совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и
культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования
языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам,
психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая)
компетенции - систематизация знаний
о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение
основными нормами русского литературного
языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными
лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной
культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики
русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой
межнационального общения.
В основу программы положена идея личностно
ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного)
обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового,
речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык
представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц,
которые отражают устройство языка, но и тех, которые
обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной
программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и
речевые явления, указывает на особенности
функционирования этих явлений и называет основные виды учебной
деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким
образом, примерная программа создает условия для реализации
углубления деятельностного подхода к
изучению русского языка в старших классах.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных
учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского
языка на профильном уровне среднего (полного) общего образования в объеме 210
часов. В том числе: в X классе - 102 часа, XI классе - 102 часа.
Цели обучения русскому языку на профильном
уровне
Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей,
обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к
обучению родному языку:
•
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о
русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой
межнационального общения;
•
развитие и
совершенствование способности и
готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к
трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и
саморазвития; информационных умений и навыков;
•
углублении
знаний о лингвистике, взаимосвязи
основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях;
функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения
в различных сферах общения;
•
овладение
умениями опознавать, анализировать,
классифицировать языковые факты, в необходимых случаях давать исторический
комментарий к языковым явления; оценивать языковые явления и факты с точки
зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать
варианты норм и речевые нарушения.;
•
применение полученных знаний и умений в собственной речевой
практике; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка
в различных сферах и ситуациях общения
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к
уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать
– перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь
– перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов
речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в
практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения русского
языка ученик должен
знать/понимать
функции
языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах
существования русского национального языка, литературном языке и его
признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его
уровней и единиц;
понятие языковой
нормы, ее функций, современные тенденции в
развитии норм русского литературного языка; компоненты речевой ситуации;
основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи; требования,
предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой,
социально-культурной и деловой сферах
общения;
уметь
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную
интерпретацию;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и
непреднамеренные нарушения языковой
нормы;
проводить
лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и
художественных текстов; оценивать устные и письменные высказывания с точки
зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
объяснять взаимосвязь фактов языка и истории,
языка и культуры русского и других
народов;
аудирование и чтение
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных
источников:
учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и
диалогические
высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых
учебных дисциплин), деловой сферах
общения; редактировать собственный текст;
применять в практике речевого общения основные
орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского
литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические
ресурсы русского языка; применять в практике письма орфографические и пунктуационные
нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого
поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении
дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания
и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной,
нравственной и культурной ценности
народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
углубления лингвистических знаний, расширения
кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
совершенствования
коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; увеличения продуктивного, рецептивного и
потенциального словаря; расширения
круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования
способности к самооценке через
наблюдение за собственной речью;
|