Федеральный компонент направлен
на реализацию следующих основных целей:
формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания,
духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к
успешной социализации в обществе;
дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками
индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями,
склонностями и потребностями;
обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального
образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных
потребностей рынка труда.
Базовый уровень стандарта учебного предмета
ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими,
воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами
социализации.
Требования к уровню усвоения предмета.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В результате освоения содержания
среднего (полного) общего образования учащийся получает возможность
совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов
деятельности. Овладение общими
умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами
культуры является необходимым условием развития и социализации учащихся.
Познавательная деятельность
Умение самостоятельно и
мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного
и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и
зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и
классификации объектов.
Участие в проектной деятельности,
в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез,
осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности,
элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет,
если...»). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для
решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных
результатов.
Создание собственных
произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том
числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального
замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств,
умение импровизировать.
Информационно-коммуникативная
деятельность
Поиск нужной информации
по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой
информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст,
таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной
информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной
информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато,
полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из
текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.). Владение навыками редактирования текста,
создания собственного текста.
Использование
мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи,
систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной
и практической деятельности.
Владение основными
видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика),
следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Рефлексивная
деятельность
Объективное оценивание
своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других
людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить
приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.
Владение навыками
организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и
определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и
идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение
своего вклада в общий результат.
Оценивание и
корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической
деятельности и в повседневной жизни экологических требований.
Осознание своей
национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного
отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую
позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление
осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной
деятельности.
Изучение
обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего (полного)
общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в
период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой
культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного
на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и
самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание
общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового
самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и
демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний
об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах,
правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия
с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и
гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных
дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального
образования или самообразования;
овладение умениями
получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и
правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных
отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений,
включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в
семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей
с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и
средствами защите правопорядка в обществе.
Опыт
познавательной и практической деятельности:
работа
с источниками социальной информации, с использованием современных средств
коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критическое
осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников,
формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решение
познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
анализ
современных общественных явлений и событий;
освоение
типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах,
моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование
правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т. п.);
применение
полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и
социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях;
аргументированная
защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях,
диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
написание
творческих работ по социальным дисциплинам.
В результате изучения
обществознания (включая экономику право)
на базовом уровне
ученик должен
знать/понимать
• биосоциальную сущность
человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека
в системе общественных отношений;
тенденции
развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших
социальных институтов;
необходимость
регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы
правового регулирования;
особенности
социально-гуманитарного познания;
уметь
характеризовать основные социальные
объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о
социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать
соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных
явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные
и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия
человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной
среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические
положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации,
представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,
аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов
(правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным
темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную
информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия
субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения
социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на
основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы
по определенным проблемам;
подготавливать устное
выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические
и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным
социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного
выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с
различными социальными институтами;
совершенствования
собственной познавательной деятельности;
критического восприятия
информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной
информации;
решения практических
жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в
актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции.
Предполагаемые результаты:
В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
– знания и представления о нормах российского
законодательства;
– знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных
интересов личности;
– коммуникативные способности; способность к творческому
мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
|