Изучение мировой
художественной культуры на базовом уровне среднего (полного) общего образования
направлено на достижение целей
·
развитие
чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих
способностей;
·
воспитание
художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой
культуры;
·
освоение знаний
о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных
особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и
зарубежной культуре;
·
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные
особенности, высказывать о них собственное суждение;
·
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования
собственной культурной среды.
Воспитательные цели и
задачи курса
- помочь
школьникам выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями
искусства на протяжении всей жизни,
находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
- способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения
отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к
заинтересованному диалогу с произведением искусства;
- развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной
практической деятельности в конкретных видах искусства;
- создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения
школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и
краеведческой работе.
Развитие творческих
способностей учащихся
Творческие возможности школьники могу развить
в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и
консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на
основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития
способностей к отбору и анализу информации, использования новейших
компьютерных технологий. К наиболее приоритетной следует отнести концертно-исполнительскую,
сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита
творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических
конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить
оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также
подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.
Основные дидактические
принципы
Программа
предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся
и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Принцип
непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК на
протяжении всех лет обучения в школе, но в данном учебном заведении
непрерывность курса обозначена только в 10-11 классах. Избранные исторический и
тематический подходы к изучению курса обеспечивают осуществление
преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или
тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с
учетом ранее изученного. Например, если античная мифология в 5 классе на уроках
истории изучается в нравственно-эстетическом аспекте, то в 10-11 классе
античность осознается как уникальная культурно-историческая эпоха, колыбель
человеческой цивилизации.
Принцип
интеграции. Курс МХК интегративен по своей сути, так как
рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла:
литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания.
Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных
ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнуты
практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной
жизнью.
Принцип
вариативности. Изучение МХК — процесс исключительно
избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных
методических подходов с учетом конкретных задач и в базовом обучении, и в
профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрена
возможность вносить изменения в
распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их
количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность
их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение должно
соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной
концепции программы. Максимальный объем тематических разворотов обусловлен не только увеличением количества
часов, но и возможностью выбора.
Принцип
дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства
— процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении
всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в
соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами
и вкусами. Возможность выбора в основной и профильной школе — залог успешного
развития творческих способностей школьников.
Программа рассчитана на 32 учебных
часа (1 час в неделю).
|