В связи с тем, что литература – базовая
учебная дисциплина, формирующая
духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, цель данного учебного курса –
формирование духовно развитой
личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к
созидательной деятельности в современном мире.
Задачи литературного
образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью
школьников, так и с эстетической функцией литературы:
·
формирование
гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской
позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры;
·
развитие представлений о специфике литературы
в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного
текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической
обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления,
литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного
вкуса; устной и письменной речи учащихся;
·
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания,
историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание
общего представления об историко-литературном процессе и его основных
закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
·
совершенствование умений анализа и интерпретации
литературного произведения как художественного целого в его
историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием
понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы
и содержания литературного произведения; формирование умений
сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их
научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений
различных типов; определения и использования необходимых источников, включая
работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Средством достижения цели и задач
литературного образования является формирование понятийного аппарата, поэтому
особое место в программе отводится теории
литературы. Теоретико-литературные
понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде
самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к
предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения
конкретных литературных произведений.
Система теоретико-литературного понятия –
неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не
значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных
произведений являются их эстетическая ценность, гуманистическая направленность,
личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов
учащихся, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного
образования.
Программа строится на основе историко-литературного принципа: главные
явления отечественной и мировой литературы представлены согласно этапам
развития (от литературы первой половины 19 века до литературы второй половины
19 века).
Рабочая программа курса литературы в 10 классе включает в себя не только
перечень выдающихся произведений художественной литературы, но и аннотации к
ним. Таким образом детализируется
обязательный минимум содержания литературного образования: указываются
направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного
произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения);
включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия,
помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических
жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей
аннотацией.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений
и теоретико-литературных понятий:
-
Осознанное,
творческое чтение художественных произведений разных жанров.
-
Выразительное
чтение.
-
Различные
виды пересказа.
-
Заучивание
наизусть стихотворных текстов.
-
Определение
принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и
жанру.
-
Анализ
текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;
определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
-
Устные
и письменные интерпретации художественного произведения.
-
Выявление
языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии
идейно-тематического содержания произведения.
-
Самостоятельный
поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста,
установление связи литературы с другими видами искусств и историей.
-
Участие
в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения
оппонента.
-
Подготовка
рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на
основе и по мотивам литературных произведений.
Данный курс предусматривает
различные формы учебных занятий: уроки-лекции, семинары, беседы, киноуроки,
проекты и т.д.
В Рабочую программу по
литературе в 10 классе по сравнению с
«Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе»
внесено ряд изменений:
- Перераспределено время на
изучение творчества Пушкина, Гоголя
: 6 ч.
вместо 4 на
изучение творчества А.С.Пушкина, 3
ч. вместо 2
на изучение повести
«Невский проспект». добавлен
1 ч. на изучение творчества Ф.
И.Тютчева
- Добавлено в тему
«А.Н.Островский» знакомство с драмой «Бесприданница» (2 часа)
( в рамках
предложенных часов) ;
«Н.С.Лесков» - «Леди Макбет Мценского уезда» (добавлен 1 час за счет
часов, предусмотренных для реализации авторского подхода);
«М.Е.Салтыков-Щедрин » - «Сказки» (добавлен
1 час за счет часов, предусмотренных для реализации авторского
подхода); «А.П.Чехов» - комедия «Вишневый сад»
( 3 ч)
( добавлено за счет часов, предусмотренных для
реализации авторского подхода)
- исключены часы
на изучение творчества А.К.Толстого (
в связи с
знакомством с его творчеством ранее), а
также 1 час
на изучение творчества К.Хетагурова и
4 часа на
изучение зарубежной литературы. Высвободившиеся часы
перераспределены на
более углубленное изучение русской
литературы 19 века.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ И
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Формами контроля являются
·
текущие,
·
итоговые
оценки,
·
подготовка
и защита рефератов, проектов по литературе,
·
а
также зачётная система по некоторым темам курса.
|