Программа детализирует и раскрывает содержание
стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы,
которые определены стандартом.
Структура
документа
Рабочая программа по литературе представляет
собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку;
содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню
подготовки учащихся; норма оценок по предмету; перечень учебно-методического
обеспечения.
Общая
характеристика учебного предмета
Важнейшее
значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с
высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет
художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах
связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и
новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических
представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы,
формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения,
овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе
направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности,
осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам
других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и
эстетического опыта;
развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;
формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду
других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной
литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее
духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях
русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной
классики;
овладение умениями творческого чтения и
анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по
теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и
общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель
изучения литературы в школе –
приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и
зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение
художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах
слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в
программу произведений.
Расширение круга
чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в
художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на
всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным,
продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать
эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу
прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в
книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать
устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени
эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда
возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности
детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному
эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения
литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям,
которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их
художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы.
Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы
познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры,
обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную
правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства
у человека читающего.
Содержание
школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших
концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные
группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Курс
литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных
произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры
устной и письменной речи.
Место
предмета «Литература» в базисном учебном плане
Место
предмета «Литература» в базисном учебном плане
предусматривает обязательное изучение литературы в V -68ч, VI – 68ч,
VII-68ч, VIII- 68ч, IX классе –102 часа
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В
результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную
природу словесного искусства;
содержание
изученных литературных произведений;
основные
факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова,
Н.В.Гоголя;
изученные
теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный
текст;
выделять смысловые части художественного
текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять
род и жанр литературного произведения;
выделять
и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать
характеристику героев,
характеризовать
особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять
эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять
авторскую позицию;
выражать
свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты),
в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить
устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать
в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных
произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским
(родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и
письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения
своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска
нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе
(справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Составители: ШМО
учителей русского языка и литературы
|