Рабочая программа интегрированного курса
отечественной и всеобщей истории
разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта
общего образования и авторских программ А.А. Данилова, Л.Г. Косулина М.,
Просвещение, 2009 г.
и Н.В. Загладина М., Русское слово, 2013 г.
Преподавание истории в 9 классе
завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается
последний период мировой истории – ХХ век и начало XXI
столетия – «Новейшая история».
Интегративная цель изучения курса новейшей истории состоит в овладении учащимися
основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей
страны, так и мира в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой
основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею
выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной
адаптации. Данная цель реализуется в
процессе решения следующих задач:
-
усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных
представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей
истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности,
взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по
отношению к ней;
-
усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование
умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;
-
формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории
уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к
конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу,
позитивному разрешению возникающих конфликтов;
-
обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного
положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения
учащихся в жизнь общества.
Требования к уровню подготовки выпускников:
Учащиеся должны:
1.Называть:
-
даты российских революций ХХ в., создания Государственной думы, реформ
Столыпина, русско-японской, первой мировой, Гражданской войн, образования СССР,
важнейших преобразований в 20-30-е гг., советско-финляндской и Великой
Отечественной войн, ХХ съезда КПСС, реформ 60-х гг., афганской войны,
преобразований второй половины 80-х-начала 90-х гг., распада СССР, образования
РФ;
-
основные периоды отечественной истории ХХ в. И этапы наиболее масштабных
событий.
Указывать
последовательность событий в рамках того или иного периода.
Называть:
-
место, обстоятельства, участников событий;
-
крупнейших государственных и общественных деятелей ХХ в.;
-основные
политические течения, партии, организации, их наиболее известных представителей и достижения отечественной
науки и культуры ХХ в.;
-
известных полководцев, участников военных событий.
Показывать
на исторической карте:
-
территорию России, СССР и ее изменение на протяжении ХХ в.;
-
промышленные центры, крупнейшие стройки;
-
места военных сражений.
Проводить
поиск необходимой информации в
одном или нескольких источниках ( при работе с документами и другими
историческими материалами).
Сравнивать
данные разных источников – факты,
цифры, оценки, выявлять общее и различия.
Рассказывать
о наиболее значительных событиях
отечественной истории ХХ в. и их участниках.
Описывать
условия и образ жизни людей
разного социального положения в разные периоды отечественной истории ХХ в.
Составлять
описание:
-
зданий, технических сооружений, машин;
-
предметов быта;
-
памятников художественной культуры.
Соотносить
факты и общие процессы и явления:
-
изменения политического строя России в ХХ в.;
-
внутренней и внешней политики;
-
модернизации, индустриализации;
-
развития общественной мысли, художественной культуры.
Называть
характерные, существенные черты:
-
политических режимов (самодержавия, советской власти, постсоветского строя);
явлений политической жизни страны;
-
экономического и социального развития, государственной политики в разные
периоды ХХ в.;
-
развития духовной культуры общества в разные периоды его истории;
-
внешней политики, наиболее значительных военных событий.
Систематизировать
исторический материал, составлять таблицы, схемы.
Объяснять
значение понятий: революция,
большевизм, анархизм, либерализм, Дума, столыпинские реформы, советы,
диктатура, национализация, военный коммунизм», социализм, индустриализация,
коллективизация, культурная революция, нэп, культ личности, репрессии, ГУЛАГ,
«оттепель», перестройка, гласность, новое политическое мышление.
Сравнивать:
-
развитие России, СССР в разные периоды истории ХХ в.;
-
темпы и характер модернизации в России и других странах;
-
политические режимы в России и других странах.
Излагать
суждения о причинах и последствиях:
-
российских революций 1905-1907 и 1917 гг.;
-
Гражданской войны;
-
прихода большевиков к власти;
-
установления однопартийной системы;
-
утверждение тоталитарного режима и культа личности;
-
победы в ВО войне;
-
«оттепели», застоя в экономике в 60-80-е гг.;
-
перестройки, распада СССР, политических и социальных перемен конца 80-х –
начала 90-х гг.
Объяснять, в чем состояли результаты деятельности
государственных и политических деятелей, представителей общественных движений,
науки и культуры.
Излагать
приведенные в учебной литературе оценки:
-
поворотных, ключевых событий отечественной истории ХХ в.;
-
известных исторических личностей.
Высказывать
и аргументировать свою оценку событий и личностей. С учетом
психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной
интеграции программа устанавливает примерное распределение учебного времени: на
изучение истории России 44 учебных часа, на изучение Всеобщей истории 24
часов; всего 68 часов. Из них 8 часов запланировано на проведение контрольных
работ.
Составитель Карнацкая Ирина Матвеевна, учитель
истории, обществознания |